четверг, 19 марта 2020 г.

Что же завещал нам всем креститель Руси?

Духовные скрепы cвятого Владимира

Что же завещал нам всем креститель Руси?

Владимир: до и после

К сожалению, перечня «заветов князя Владимира» президент Путин к докладу не приложил. Попробуем восполнить этот досадный пробел. Итак, что же завещал нам Святой киевский князь?

Большим начальником Владимир стал в970 году, когда отец Святослав посадил его 10 лет от роду наместником в Новгороде. Поначалу Владимир сидел тихо, ничего духовнозаветного на свет не производя. Но когда в 977 году его брат Ярополк, унаследовавший от отца (погибшего в 972 году) великий киевский стол, «наехал» на своего брата Олега Древлянского, Владимиру представился случай проявить свой характер.

Услышав о том, что между братьями случилась война и что «убил Ярополк Олега», Владимир, как пишет летопись, «испугавшись, бежал за море».

И вот с этого момента пошел отсчет духовных заветов князя Владимира. Начнем, разумеется, с самого важного христианского завета — о любви к ближнему…

Завет супружеской любви

Вернувшись в 978 году из-за моря с ватагой наемных варягов, Владимир первым делом объявил войну своему брату и законному киевскому князю Ярополку. После чего решил для затравки перехватить у него невесту — дочьПолоцкого князя Рогволода Рогнеду — и отправил к ней сватов. Отец поинтересовался у дочери, хочет ли она поменять жениха, на что Рогнеда возразила категорически: «Не хочу разуть робичича, но Ярополка хочу!"

Здесь стоит пояснить, что матерью Ярополка была законная жена Святослава — венгерская принцесса, в то время как матерью Владимира — ключница Малуша (наложница Святослава). Владимир, таким образом, был бастардом, или, говоря по-древнерусски, ублюдком. Обычай же обязывал невестув первую брачную ночь снимать обувь с жениха. И вот гордая Рогнеда сочла более для себя почетным отправиться в гарем к Ярополку, чем стать первой женой «рабынича» Владимира.
Владимир Святославович. Гравюра Ивана Матюшина, 1889 год. <br>
Владимир Святославович. Гравюра Ивана Матюшина, 1889 год. Источник: «Дилетант»
Оскорбленный Владимир, вдохновляемый еще более разъяренным дядей Добрыней (братом Малуши), собрал войско из варягов, словен, чуди и кривичей, захватил Полоцк, пленил семью Рогволода, после чего Добрыня обозвал Рогнеду «робичицей» и «повелел Владимиру быть с ней [изнасиловать ее] при отце и матери». Потом Рогволода и двух братьев Рогнеды Владимир убил, а ее саму нарек Гориславой.

И хотя публичные совокупления с наложницами небыли для варягов-руси чем-то необычным (эти сцены красочно описал арабский путешественник ибн-Фадлан), но то, что устроили в Полоцке Владимир и Добрыня являлось чем-то запредельным даже по тогдашним полудиким понятиям.
Матерью Владимира была ключница Малуша
Оскорбленная и обездоленная Рогнеда возненавидела Владимира. А когда у него стали появляться «иные многие жены», то «начала негодовать». И как-то раз, когда Владимир пришел к ней на ночь, решила его зарезать. Но Владимир проснулся и перехватил руку жены с уже занесенным ножом. Рогнеда не стала молить о пощаде, просто сказала: «Огорчиласья, ибо отца моего, убил и землю его полонил из-за меня, и вот ныне не любишь меня с этим младенцем», — рядом был их общий сын Изяслав.

Владимир приказал Рогнеде нарядиться в царские одежды и сесть на убранную постель, ожидая казни, и пошел за мечом. Жена повиновалась, но при этом дала в руку сыну Изяславу меч, подговорив его сказать отцу, когда тот вернется: «Отче, думаешь, ты один здесь?» В итоге Владимир, войдя в спальню, опустил меч, созвал бояр, и те посоветовали отослать Рогнеду с Изяславом обратно в их вотчину, Полоцкую землю. Владимир так и сделал.

Ненависть Рогнеды, Изяслава и прочих Рогволодовичей (они даже Рюриковичами себя отказывались называть!) к Владимиру, однако, так и не утихла. «И стех пор, — вздыхает летописец, — меч взимают Рогволодовы внуки против Ярослава [другого сына Владимира] внуков». К слову, из непокорной «земли Рогволода» позднее выросла Белоруссия…

Завет братолюбия

Взяв насильно Рогнеду в жены, Владимир «поиде на Ярополка». «И пришел Владимир к Киеву с большим войском, а Ярополк заперся в Киеве со своими людьми и воеводой» с характерным именем Блуд. «Владимир же послал к Блуду, с хитростью говоря: «Будьмне другом! Если убью брата моего, то буду почитать тебя как отца, и честь большую получишь от меня…» И сказал Блуд послам Владимировым: «Буду с тобой в любви и дружбе». О злое коварство человеческое…» — сокрушенно восклицает Нестор-летописец.

Подкупленный Владимиром Блуд сперва напугал Ярополка мнимой готовностью киевлян переметнуться на сторону Владимира и уговорил князя бежать из Киева в маленькую крепость на берегу речки Рось. А затем, когда положение Ярополка стало безвыходным, Блуд убедил его отправиться на мирные переговоры к Владимиру. «И пришел, — сообщает «Повесть временных лет», — Ярополк к Владимиру, и как стал входить в двери, два варяга подняли его мечами под пазухи… Владимир же стал жить с женой брата [Ярополка] — Гречанкой, которая была беременна».

Выбор веры. Сергей Исаев, 2011 год.
Выбор веры. Сергей Исаев, 2011 год. Источник: «Дилетант»
От нее родился Святополк. Владимир его признал своим сыном. В итоге Святополк формально оказался старшим среди сыновей Владимира. Но приемный отец, судя по всему, не считал его своим наследником. И, видимо, потому незадолго до смерти засадил Святополка в тюрьму, чтобы открыть дорогу к трону своему любимому сыну — Борису. Также Владимир успел снарядить Бориса на войну против еще одного своего сына — непокорного новгородского наместника Ярослава (того самого, который в итоге окажется Мудрым).

Тем самым Владимир, уже давно будучи христианином, «благословил» кровавую войну между собственными детьми. Правда, Бориса (как и Глеба, и Святополка, и еще одного сына Владимира — Святослава) Ярослав в итоге убьет и сам захватит киевский стол, однако это история «духовных заветов» уже следующего собирателя русских земель…

Эпоха Владимира оставила много артефактов, дающих поводы для жарких споров о том, что в Древней Руси было первее, а кто главнее. Одним из ярких примеров стала полемика, основанная на сходстве современного символа Украины с трезубцем и старинного знака Рюриковичей в виде пикирующего сокола, которые своими