Диагностика эмоциональных нарушений у детей
Оставить отзыв
Артикул: 9785893535563
Предисловие ......................................................................................................................9
Глава 1
АФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ
Введение в проблему......................................................................................................... 15
Уровни эмоциональной регуляции:
Строение, признаки нарушений........................................................................................ 19
Первый уровень — уровень оценки интенсивности
средовых воздействий........................................................................................................ 20
Нарушения сензитивности к сенсорным воздействиям,
исходящим от другого человека......................................................................................... 22
Гиперсензитивность к отдельным классам воздействий.................................................. 25
Чувствительность к боли и интероцептивным сигналам.................................................. 27
Второй уровень - уровень аффективных стереотипов...................................................... 29
Нарушения ритмичности физиологических процессов..................................................... 31
Фиксация изолированных ранних форм взаимодействия
с матерью............................................................................................................................... 33
Стереотипии в моторике, игре, рисунке, речи, коммуникации.
Отличия стереотипии от стереотипов ..................................................................................34
Третий уровень - уровень аффективной экспансии............................................................ 36
Ослабление аффективной экспансии
в условиях эмоциональной депривации............................................................................... 39
Стимулы, специфичные для уровня аффективной экспансии,
Глава 1
АФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ
Введение в проблему......................................................................................................... 15
Уровни эмоциональной регуляции:
Строение, признаки нарушений........................................................................................ 19
Первый уровень — уровень оценки интенсивности
средовых воздействий........................................................................................................ 20
Нарушения сензитивности к сенсорным воздействиям,
исходящим от другого человека......................................................................................... 22
Гиперсензитивность к отдельным классам воздействий.................................................. 25
Чувствительность к боли и интероцептивным сигналам.................................................. 27
Второй уровень - уровень аффективных стереотипов...................................................... 29
Нарушения ритмичности физиологических процессов..................................................... 31
Фиксация изолированных ранних форм взаимодействия
с матерью............................................................................................................................... 33
Стереотипии в моторике, игре, рисунке, речи, коммуникации.
Отличия стереотипии от стереотипов ..................................................................................34
Третий уровень - уровень аффективной экспансии............................................................ 36
Ослабление аффективной экспансии
в условиях эмоциональной депривации............................................................................... 39
Стимулы, специфичные для уровня аффективной экспансии,
и поведение, направленное на овладение ими в норме и патологии................................ 44
Четвертый уровень - уровень базальной аффективной коммуникации
Варианты нарушения координации различных видов контакта..........................................57
Четвертый уровень - уровень базальной аффективной коммуникации
Варианты нарушения координации различных видов контакта..........................................57
(тактильного, глазного, голосового)
Варианты нарушения привязанности между матерью и ребенком......................................60
Пятый уровень - уровень символических регуляций
Условия перехода к символизации эмоционального опыта..................................................77
Варианты нарушения привязанности между матерью и ребенком......................................60
Пятый уровень - уровень символических регуляций
Условия перехода к символизации эмоционального опыта..................................................77
Нарушения символизации эмоционального опыта................................................................81
Глава 2
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ НАРУШЕНИЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
Карта оценки.............................................................................................................................89
Первый уровень — оценки интенсивности воздействия.........................................................89
1. Нарушения специфической чувствительности (по модальностям)....................................89
2. Явления гипер- и гипосензитивносги к внутренним ощущениям........................................95
3. Нарушение интеграции контактных и дистантных признаков..............................................95
4. Неадаптивные способы реагирования
в ситуациях с повышенной сенсорной нагрузкой.......................................................................96
Оценка
Второй уровень - уровень аффективных стереотипов
1. Нарушения стереотипов в определенных сферах психического развития...........................97
2. Общие нарушения пластичности стереотипов.........................................................................98
Оценка
Третий уровень - уровень аффективной экспансии......................................................................98
1. Тормозящее воздействие стимулов, связанных
с пространством (высота, глубина, удаленность, закрытое и открытое
Глава 2
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ НАРУШЕНИЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
Карта оценки.............................................................................................................................89
Первый уровень — оценки интенсивности воздействия.........................................................89
1. Нарушения специфической чувствительности (по модальностям)....................................89
2. Явления гипер- и гипосензитивносги к внутренним ощущениям........................................95
3. Нарушение интеграции контактных и дистантных признаков..............................................95
4. Неадаптивные способы реагирования
в ситуациях с повышенной сенсорной нагрузкой.......................................................................96
Оценка
Второй уровень - уровень аффективных стереотипов
1. Нарушения стереотипов в определенных сферах психического развития...........................97
2. Общие нарушения пластичности стереотипов.........................................................................98
Оценка
Третий уровень - уровень аффективной экспансии......................................................................98
1. Тормозящее воздействие стимулов, связанных
с пространством (высота, глубина, удаленность, закрытое и открытое
пространство, физический барьер)................................................................................................98
2. Недостаточность реакции на новизну объектов........................................................................98
3. Сложность предмета/материала как непереносимая перегрузка............................................99
4. Недостаточность специфической игровой активности..............................................................99
с предметами (сам предмет как препятствие)...............................................................................100
5. Недостаточность активности,
направленной на присвоение предметов и территории............................................................... 101
6. Интерес к страшному, грязному, мертвому................................................................................ 102
Оценка.............................................................................................................................................. 102
Четвертый уровень - уровень эмоциональной
коммуникации................................................................................................................................... 103
1. Нарушения активной подачи и считывания эмоциональных сигналов.................................... 103
2. Нарушение способности к аффективному заражению, подражанию и разделению
2. Недостаточность реакции на новизну объектов........................................................................98
3. Сложность предмета/материала как непереносимая перегрузка............................................99
4. Недостаточность специфической игровой активности..............................................................99
с предметами (сам предмет как препятствие)...............................................................................100
5. Недостаточность активности,
направленной на присвоение предметов и территории............................................................... 101
6. Интерес к страшному, грязному, мертвому................................................................................ 102
Оценка.............................................................................................................................................. 102
Четвертый уровень - уровень эмоциональной
коммуникации................................................................................................................................... 103
1. Нарушения активной подачи и считывания эмоциональных сигналов.................................... 103
2. Нарушение способности к аффективному заражению, подражанию и разделению
опыта со взрослым............................................................................................................................. 106
3. Сильные искажения или недоразвитие поведения привязанности в
3. Сильные искажения или недоразвитие поведения привязанности в
диаде «мать—ребенок» ......................................................................................................................107
4. Нарушения социального поведения в коллективе детей (стадного поведения) ПО
Оценка................................................................................................................................................... 111
Пятый уровень — уровень символических регуляций эмоциональными процессами....................112
1. Нарушения предпосылок обобщения/различения эмоционального опыта.................................. 112
2. Фиксация и искажения активности на уровне, переходном от
4. Нарушения социального поведения в коллективе детей (стадного поведения) ПО
Оценка................................................................................................................................................... 111
Пятый уровень — уровень символических регуляций эмоциональными процессами....................112
1. Нарушения предпосылок обобщения/различения эмоционального опыта.................................. 112
2. Фиксация и искажения активности на уровне, переходном от
досимволического к символическому. Стадия символического уравнивания
(для детей старше 2 лет) ........................................................................................................................113
3. Нарушения символической активности
на уровне аффективных образов (в игре и рисунке)............................................................................ 114
4. Нарушения символической речевой активности (грубые нарушения
3. Нарушения символической активности
на уровне аффективных образов (в игре и рисунке)............................................................................ 114
4. Нарушения символической речевой активности (грубые нарушения
жестового и речевого общения — мутизм, автономная и аутистическая речь).................................. 116
5. Трудности речевого обобщения эмоциональных состояний............................................................. 119
6. Первичные искажения символической активности, усиливающие
5. Трудности речевого обобщения эмоциональных состояний............................................................. 119
6. Первичные искажения символической активности, усиливающие
болезненный характер опыта. Чрезмерное использование
примитивных защитных механизмов .......................................................................................................121
7. Нарушения личностной организации эмоционального опыта.............................................................122
Анализ результатов методики оценки нарушений эмоциональной регуляции...................................... 123
i. Распределение симптомов по уровням эмоциональной
регуляции. Оценка тяжести и устойчивости симптомов........................................................................... 123
ii. Профиль нарушений эмоциональной регуляции
Hi. Динамика соотношения патологических симптомов и более
7. Нарушения личностной организации эмоционального опыта.............................................................122
Анализ результатов методики оценки нарушений эмоциональной регуляции...................................... 123
i. Распределение симптомов по уровням эмоциональной
регуляции. Оценка тяжести и устойчивости симптомов........................................................................... 123
ii. Профиль нарушений эмоциональной регуляции
Hi. Динамика соотношения патологических симптомов и более
сохранных форм аффективного реагирования...........................................................................................128
iv. Соотношение между нарушениями в ключевых областях эмоциональной
iv. Соотношение между нарушениями в ключевых областях эмоциональной
регуляции: базальной аффективной регуляции, поведения привязанности
и символической регуляции эмоций..............................................................................................................129
Глава 3
ОЦЕНКА ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ И ПРОГНОЗ
Анализ данных развития (с рождения).....................................................................................................132
i. Условия развития:
благоприятные и неблагоприятные факторы.................................................................................................132
ii. Возрастная динамика устойчивых новообразований в эмоциональной сфере.......................................134
iii. Регрессы и явления неустойчивости в развитии, их зависимость от эмоциональных нарушений........140
iv. Соотношение между деструктивным и конструктивным, творческим началами
Прогноз...............................................................................................................................................................147
Проблема прогноза развития ребенка с эмоциональными нарушениями............................................148
Глава 4
ПРИМЕРЫ ОЦЕНКИ ТЯЖЕСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ
Случай первый: Анна
Общие сведения..................................................................................................................................................154
Анализ данных развития (с рождения)...............................................................................................................156
i. Условия развития: благоприятные и неблагоприятные факторы...................................................................156
ii. Возрастная динамика новообразований
в эмоциональной сфере....................................................................................................................................... 157
iii. Регрессы и явления неустойчивости в развитии,
их зависимость от эмоциональных нарушений.................................................................................................... 162
iv. Соотношение между деструктивным и конструктивным,
творческим началами............................................................................................................................................. 170
Анализ результатов методики оценки нарушений эмоциональной регуляции................................................... 170
i. Распределение симптомов по уровням эмоциональной
регуляции, оценка тяжести и устойчивости симптомов........................................................................................ 170
ii. Профиль нарушений эмоциональной регуляции............................................................................................... 189
iii. Уровни преимущественной концентрации симптомов.
Динамика нарушений................................................................................................................................................ 189
iv. Соотношение между нарушениями в ключевых областях эмоциональной регуляции
Глава 3
ОЦЕНКА ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ И ПРОГНОЗ
Анализ данных развития (с рождения).....................................................................................................132
i. Условия развития:
благоприятные и неблагоприятные факторы.................................................................................................132
ii. Возрастная динамика устойчивых новообразований в эмоциональной сфере.......................................134
iii. Регрессы и явления неустойчивости в развитии, их зависимость от эмоциональных нарушений........140
iv. Соотношение между деструктивным и конструктивным, творческим началами
Прогноз...............................................................................................................................................................147
Проблема прогноза развития ребенка с эмоциональными нарушениями............................................148
Глава 4
ПРИМЕРЫ ОЦЕНКИ ТЯЖЕСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ
Случай первый: Анна
Общие сведения..................................................................................................................................................154
Анализ данных развития (с рождения)...............................................................................................................156
i. Условия развития: благоприятные и неблагоприятные факторы...................................................................156
ii. Возрастная динамика новообразований
в эмоциональной сфере....................................................................................................................................... 157
iii. Регрессы и явления неустойчивости в развитии,
их зависимость от эмоциональных нарушений.................................................................................................... 162
iv. Соотношение между деструктивным и конструктивным,
творческим началами............................................................................................................................................. 170
Анализ результатов методики оценки нарушений эмоциональной регуляции................................................... 170
i. Распределение симптомов по уровням эмоциональной
регуляции, оценка тяжести и устойчивости симптомов........................................................................................ 170
ii. Профиль нарушений эмоциональной регуляции............................................................................................... 189
iii. Уровни преимущественной концентрации симптомов.
Динамика нарушений................................................................................................................................................ 189
iv. Соотношение между нарушениями в ключевых областях эмоциональной регуляции
базальной аффективной регуляции, поведения привязанности и символической регуляции эмоций.
Ведущая координата нарушений ..............................................................................................................................190
Прогноз........................................................................................................................................................................ 190
Рисунки Анны ..............................................................................................................................................................191
Случай второй: Тоня.................................................................................................................................................... 202
Общие сведения........................................................................................................................................................... 202
Анализ данных развития (с рождения)....................................................................................................................... 204
i. Условия развития: благоприятные
и неблагоприятные факторы........................................................................................................................................ 204
ii. Возрастная динамика новообразований
в эмоциональной сфере................................................................................................................................................ 205
iii. Регрессы и явления неустойчивости в развитии,
их зависимость от эмоциональных нарушений........................................................................................................... 209
iv. Соотношение между деструктивным и конструктивным,
творческим, началами.................................................................................................................................................... 213
Анализ результатов методики оценки нарушений эмоциональной регуляции........................................................... 214
i. Распределение симптомов по уровням эмоциональной
регуляции, оценка тяжести и устойчивости симптомов................................................................................................ 214
ii. Профиль нарушений эмоциональной регуляции....................................................................................................... 237
iii. Уровни преимущественной концентрации симптомов.
Динамика нарушений........................................................................................................................................................ 238
iv. Соотношение между нарушениями в ключевых областях эмоциональной регуляции:
Прогноз........................................................................................................................................................................ 190
Рисунки Анны ..............................................................................................................................................................191
Случай второй: Тоня.................................................................................................................................................... 202
Общие сведения........................................................................................................................................................... 202
Анализ данных развития (с рождения)....................................................................................................................... 204
i. Условия развития: благоприятные
и неблагоприятные факторы........................................................................................................................................ 204
ii. Возрастная динамика новообразований
в эмоциональной сфере................................................................................................................................................ 205
iii. Регрессы и явления неустойчивости в развитии,
их зависимость от эмоциональных нарушений........................................................................................................... 209
iv. Соотношение между деструктивным и конструктивным,
творческим, началами.................................................................................................................................................... 213
Анализ результатов методики оценки нарушений эмоциональной регуляции........................................................... 214
i. Распределение симптомов по уровням эмоциональной
регуляции, оценка тяжести и устойчивости симптомов................................................................................................ 214
ii. Профиль нарушений эмоциональной регуляции....................................................................................................... 237
iii. Уровни преимущественной концентрации симптомов.
Динамика нарушений........................................................................................................................................................ 238
iv. Соотношение между нарушениями в ключевых областях эмоциональной регуляции:
базальной аффективной
регуляции, поведения привязанности и символической регуляции эмоций.
регуляции, поведения привязанности и символической регуляции эмоций.
Ведущая координата нарушений........................................................................................................................................239
Прогноз..................................................................................................................................................................................239
Рисунки Тони..........................................................................................................................................................................241
Литература.............................................................................................................................................................................248
Приложение 1. Ситуации для выявления особенностей эмоциональной
Прогноз..................................................................................................................................................................................239
Рисунки Тони..........................................................................................................................................................................241
Литература.............................................................................................................................................................................248
Приложение 1. Ситуации для выявления особенностей эмоциональной
коммуникации ребенка с эмоциональными нарушениями
(к четвертому уровню методики оценки эмоциональной регуляции)..................................................................................256Приложение 2. Вариант методики (Ю.А. Михайлова, М.К. Бардышевская).......................................................................260